Детский телефон доверия 8 800 2000 122
Горячая линия +7 4742 25-24-24
Интернет-приемная посетить

История

Биография региональной службы социальной защиты населения ведет свой отсчет с весны 1954 года.  Только что образованная Липецкая область формирует свои организации и ведомства для обеспечения жизнедеятельности населения. В марте решением первой сессии Липецкого областного Совета депутатов трудящихся руководителем областного отдела соцобеспечения назначается Иван Степанович Ковалев, фронтовик, ранее работавший заместителем заведующего Воронежским областным отделом социального обеспечения.  

В те годы в структуре Липецкого областного отдела соцобеспечения было два городских и 34 районных «собеса», 36 райгорВТЭКов, две профшколы-интерната и четыре дома инвалидов - так назывались тогда интернаты, где содержались, в основном, одинокие люди, получившие тяжелую увечность в годы войны. Дома инвалидов располагались в Задонском, Чаплыгинском, Усманском и Елецком районах и были рассчитаны   на 500 мест.

Население молодой Липецкой области было тогда преимущественно сельским, семьи были большие, во многих – по пять-семь детей.  В то время в области насчитывалось около 20 тысяч многодетных семей при численности населения чуть более 1 млн.100 тыс. человек.  Многие семьи растили сирот, чьи родители погибли в войну.  На плечи «собеса» кроме назначения и выплаты пенсий и пособий легла забота о семьях военнослужащих, погибших или пропавших без вести, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов-фронтовиков – для чего и потребовались две профшколы-интерната.

Шло время…Новые веяния в истории страны практически никогда не обходили «собес» стороной. К примеру, в декабре 1962 года областной отдел соцобеспечения был поделен на два отдела, промышленный и сельский. Заведующим промыщленным областным отделом социального обеспечения был назначен Иван Никитович Винников. Но это нововведение просуществовало всего два года. С 1964 по 1966 г.г. Липецким областным отделом социального обеспечения руководил Иван Михайлович Панин. А с 1967 до 1979 г. заведующим отделом социального обеспечения исполкома Липецкого областного Совета депутатов трудящихся был Иван Иванович Сибирцев. С 1979 до 1988 г. отделом социального обеспечения облисполкома заведовал Алексей Сергеевич Лысых. На смену ему в 1988 году пришел Эмилий Сергеевич Чернышов, при котором   в 1992 году служба кардинально поменяла свое название – отдел соцобеспечения был преобразован в управление социальной защиты населения. Это была не просто смена вывески. Она отражала потребность населения быть социально защищенным в эпоху больших и трудных перемен, как в жизни страны, так и в жизни отдельной семьи, человека. 

Руководители отрасли с 1954 по 1998 год: Иван Степанович Ковалёв, Иван Никитович Винников, Иван Михайлович Панин, Иван Иванович Сибирцев, Алексей Сергеевич Лысых, Эмилий Сергеевич Чернышов

Основная задача заключалась в том, чтобы сделать систему соцзащиты населения сильной, мобильной и хорошо оснащенной, способной оказывать людям более весомую и разноплановую помощь. Начала формироваться система надомного социального обслуживания для оказания помощи пожилым людям и инвалидам, был открыт дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства. Но ресурсов явно не хватало для решения всех острых социальных проблем.

Встал вопрос обучения социальных работников, получения профессиональных знаний. В период с августа 1997 по июль 2003 года на базе управления социальной защиты населения администрации Липецкой области осуществлял свою деятельность учебно-консультационный пункт Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Воронежский юридический техникум», в котором по специальности «Право и организация социального обеспечения» проходили обучение и получали среднее профессиональное образование с присвоением квалификации «юрист» работники органов и учреждений системы социальной защиты населения Липецкой области (в большей части социальные работники). В образовательном процессе непосредственное участие принимали руководители и специалисты управления социальной защиты населения администрации Липецкой области, которые читали лекции и принимали экзамены по отдельным юридическим дисциплинам: гражданское, семейное и трудовое право. За шесть лет работы учебно-консультационного пункта указанное образовательное учреждение окончили и получили в нём специальное образование более 500 работников системы социальной защиты населения Липецкой области. После закрытия УКП в 2003 году плодотворное сотрудничество управления с указанным образовательным учреждением продолжилось и в дальнейшем посредством выдачи гражданам из числа жителей области направлений на поступление в указанное учреждение по целевому приёму для обучения по данной специальности на бюджетной основе.     

Региональной политике социальной защиты населения предстояло пережить свое второе рождение, стать более гибкой, комплексной, адресной. Такую задачу поставил в 1998 году перед органами власти и социальной защиты населения глава администрации области О.П. Королев, который только заступил на этот ответственный пост. Начальником областного управления социальной защиты населения был назначен Вячеслав Иванович Явных. Социальная сфера была объявлена зоной повышенного внимания и приоритетного финансирования.  

Именно тогда были предприняты комплексные меры по улучшению положения населения. Была погашена ранее возникшая задолженность по социальным выплатам и пособиям.  Векторы действий органов власти были направлены на создание достойных условий людям в стационарных учреждениях, на укрепление системы надомного социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и использование в этой работе новых форм и направлений, на создание в системе соцзащиты учреждений нового типа по оказанию помощи неблагополучным семьям, подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на значительное расширение региональных мер социальной поддержки.  При всех муниципальных органах социальной защиты населения была создана служба «Социальное такси», активнее стали решаться вопросы обеспечения  спецавтотранспортом ветеранов Великой Отечественной войны.

По инициативе главы администрации О.П. Королева в Липецкой области началась уникальная по своему содержанию общественная милосердная акция «Мы твой дом и тепло сохраним».  Совместными усилиями органов власти всех уровней, неравнодушных, милосердных жителей области в ходе акции удалось оказать существенную поддержку самым социально незащищенным людям – одиноким пенсионерам и инвалидам.  По мере дальнейшего развития акции, которая продлилась более десяти лет, цели ставились более высокие – обеспечение сохранности здоровья обслуживаемых на дому, увеличение продолжительности их жизни, создание психологического комфорта.

С каждым годом эти направления деятельности наполнялись новым содержанием. Появились социальные аптеки, прачечные, пункты проката реабилитационной техники, столовые на дому с возможностью организации диетического питания для пожилых людей и инвалидов, социальные погребки, заполненные на зиму овощами и консервированной продукцией с социальных огородов, санатории на дому с проведением индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий. 

По мере возрождения экономики, развития малого бизнеса, роста благосостояния людей акция приобрела еще более основательную платформу. Все лучшее из десятилетнего опыта легло в основу надомного социального обслуживания, а доступ к социальным услугам был открыт для всех жителей области, нуждающихся в социальной помощи разового или периодического характера.

Такую возможность обеспечивали населению области мобильные бригады, созданные при комплексных центрах.  В их распоряжении появились не только необходимые инструменты, но и легковые, грузовые, грузопассажирские автомобили. Социальные работники, особенно сельские, были обеспечены велосипедами, сезонной спецодеждой и необходимым набором инструментов и приспособлений, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Сами комплексные центры социального обслуживания населения стали создаваться в   области с 2003 года.  24 центра включали в себя отделения экстренной социально-бытовой помощи, социально-реабилитационные отделения и отделения социального обслуживания на дому.   

С 2000 года в области впервые за всю ее историю был отмечен и пик капитальных вложений в объекты социальной инфраструктуры. Многие строящиеся и капитально реконструируемые здания и сооружения хозяйственного назначения были выведены из долгостроя. Переведены на газ все котельные, отремонтированы инженерные сети, заасфальтированы подъездные и внутриплощадочные дороги. Внутренняя отделка  большинства учреждений была произведена из самых современных материалов с применением лучших технологий и дизайнерских разработок. Мощное развитие и оснащение получили все дома-интернаты области, центр реабилитации пожилых людей и инвалидов «Сосновый бор».

В ноябре 2001 года состоялось открытие областного геронтологического центра, созданного на базе Введенского дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов после его большой реконструкции и переоснащения. Это стало важной вехой в развитии в регионе как стационарного, так и надомного социального обслуживания граждан. Потому что работа по поддержке пожилых людей и инвалидов приобрела совершенно иную направленность – реабилитационную, ориентированную на укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни людей. Система социального обслуживания населения на дому стала достойной альтернативой стационарному обслуживанию для тех пожилых людей и инвалидов, кто не стремился покидать свой дом, но нуждался в посторонней помощи.

Для оказания эффективной помощи детям, женщинам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с 2001 года в области  стала создаваться сеть специализированных учреждений. Один за другим были открыты современные областные центры - кризисный центр помощи женщинам и детям, реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка», центр реабилитации несовершеннолетних «Надежда» и ряд детских учреждений на муниципальном уровне.

 

  Прошлое и настоящее: центр реабилитации несовершеннолетних «Надежда» (г. Задонск); кризисный центр помощи женщинам и детям (г. Липецк)

Более весомую материальную поддержку стали получать в нашей области многодетные, молодые семьи с детьми. В области было сформировано собственное социальное законодательство, которое по сравнению с федеральным значительно расширило права и возможности граждан в получении социальной помощи. Весь этот комплекс мер позволил не только усилить социальную поддержку семей с детьми, но и дал мощный толчок для решения стратегической государственной задачи, связанной с повышением рождаемости в стране. Одновременно был взят курс на повышение общественной значимости ответственного материнства и отцовства. В области были учреждены знаки «Слава матери», «За верность отцовскому долгу», установлены областные премии лучшим многодетным семьям.

  Лучшие многодетные семьи отмечаются областными премиями и ценными призами

Нашим предшественникам 80-х годов в чем-то, наверное, было легче. «Собес», кроме начисления пенсий, тоже занимался выплатой социальных пособий, но в то время их было не так много, и они были фиксированными. Поэтому все расчеты велись на обычных бухгалтерских счетах. Сейчас осуществить такое количество выплат путем простого сложения-вычитания было бы просто невозможно.  Ведь получателями тех или иных видов социальной поддержки является почти треть населения области, потому что социальную поддержку получают сегодня не только малообеспеченные жители области, но и молодые семьи с детьми, люди, имеющие особые заслуги перед областью.  Некоторые виды выплат, например, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, вообще существуют только в Липецкой области.

Появление новых выплат всегда сопровождается увеличением нагрузок на специалистов соцзащиты. Особенно сложными являются расчеты субсидий и льгот на оплату услуг ЖКХ. При их назначении нет уравниловки - учитываются различные показатели обеспеченности семьи, размер жилплощади, социальные нормы, величина прожиточного минимума и многие другие. Без помощи компьютеров и высокого профессионализма   специалистов своевременно рассчитать и отправить получателям их пособия и льготы в денежном эквиваленте с ежемесячно меняющейся суммой, было бы просто невозможно. Ведь только монетизированные льготы на оплату услуг ЖКХ стали получать   с января 2010 года свыше 303 тысяч жителей области.   Потому и оснащенность компьютерной техникой учреждений соцзащиты тоже одна из самых высоких в области

К 2010 году был практически достигнут базовый уровень информатизации отрасли.    Управление объединило с помощью мультисервисных скоростных сетей все областные госучреждения и органы социальной защиты населения в единое информационное пространство, а также обеспечило необходимое межведомственное взаимодействие.  Что в конечном итоге положительно сказалось на получателях социальных выплат и мер соцподдержки.

Ушли в прошлое очереди к специалистам, не требуется собирать огромное количество справок для подтверждения своего права на пособия и льготы.  Для адресного взаимодействия органов государственной власти с населением в управлении сформирован социальный регистр, куда введена персонифицированная информация о получателях государственной социальной помощи. Эта областная база данных доступна сегодня органам социальной защиты населения по всей области.

В свою очередь во всех территориальных органах социальной защиты населения, в стационарных учреждениях были созданы и эксплуатируются локальные вычислительные сети, позволяющие сотрудникам осуществлять совместную работу со специализированными программными продуктами и базами данных.

В 2009 г. была создана первая очередь единой транспортной сети, соединяющей сервера областного управления с серверами всех муниципальных отделов социальной защиты населения. Это дало возможность органам социальной защиты населения оперативно обмениваться информацией и вести работу с территориально разделенными базами данных в рамках единого информационного пространства.

Стал доступен электронный обмен информацией, необходимой для назначения государственных выплат, с БТИ, ЗАГСом, отделениями Пенсионного фонда РФ. По электронным каналам нашими структурами стало производиться перечисление социальных выплат на счета их получателей. Новая система межведомственного взаимодействия полностью отработана и с финансовыми органами. Весь финансовый документооборот осуществляется теперь только в электронном виде с использованием криптозащиты по базе данных получателей и электронно-цифровой подписи.

В январе 2014 года структура региональной системы социальной защиты населения претерпела серьезные изменения -  произошла ее реорганизация с изменением полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения.

Исходя из объективной необходимости, путем поиска оптимального решения стоящих перед отраслью задач управление социальной защиты населения области вышло на более современную структуру, отвечающую вызовам времени и позволяющую наиболее полно и максимально эффективно исполнять федеральное и областное законодательство по предоставлению мер социальной поддержки и социальных услуг. В результате этих преобразований муниципальные органы социальной защиты населения с 2014 года стали областными бюджетными учреждениями, на областной уровень выведены и учреждения поддержки детства.

В 2015 г. управление социальной защиты населения Липецкой области возглавил Сергей Александрович Орусь. Мощный импульс для дальнейшего инновационного развития системы социальной защиты населения области, для рационализации существующих подходов по оказанию социальных услуг дало принятие Федерального Закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».  К Закону приковано особое внимание общества и органов власти, потому что он усиливает адресность социальной поддержки, делает ее более нацеленной на индивидуальную нуждаемость человека в социальных услугах, формирует условия для участия в их предоставлении некоммерческих организаций. Последовательно реализуются мероприятия общественного контроля в сфере социального обслуживания.  

В настоящее время продолжается работа по поиску и внедрению новых стационарозамещающих форм и технологий социального обслуживания граждан, качественному росту объема предоставляемых дополнительных социальных услуг населению области.  Бюджетная политика региона   сохраняет свой социальный характер. Служба социальной защиты населения нацелена на комплексность и адресность в решении социальных проблем. В Липецкой области взят курс на повышение качества жизни жителей региона, увеличение ее продолжительности, формирование здорового образа жизни у населения. Реализация этой стратегической задачи поможет в решении демографических проблем и будет способствовать активному долголетию.

Среди приоритетных задач -  создание доступной среды в учреждениях социального обслуживания, активное внедрение в практику работы мероприятий по социальному сопровождению нуждающихся в этом граждан и семей с детьми, обеспечение более тесного межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и другие задачи, направленные на улучшение социального климата в регионе.

Полезные ссылки