Детский телефон доверия 8 800 2000 122
Горячая линия +7 4742 25-24-24
Интернет-приемная посетить

История

Биография региональной службы социальной защиты населения ведет свой отсчет с весны 1954 года. Только что образованная Липецкая область формирует свои организации и ведомства для обеспечения жизнедеятельности населения. В марте решением первой сессии Липецкого областного Совета депутатов трудящихся руководителем областного отдела соцобеспечения назначается Иван Степанович Ковалев, фронтовик, ранее работавший заместителем заведующего Воронежским областным отделом социального обеспечения.

В те годы в структуре Липецкого областного отдела соцобеспечения было два городских и 34 районных «собеса», 36 райгорВТЭКов, две профшколы-интерната и четыре дома инвалидов - так назывались тогда интернаты, где содержались, в основном, одинокие люди, получившие тяжелую увечность в годы войны. Дома инвалидов располагались в Задонском, Чаплыгинском, Усманском и Елецком районах и были рассчитаны на 500 мест.
Население молодой Липецкой области было тогда преимущественно сельским, семьи были большие, во многих – по пять-семь детей. В то время в области насчитывалось около 20 тысяч многодетных семей при численности населения чуть более 1 млн.100 тыс. человек. Многие семьи растили сирот, чьи родители погибли в войну. Людей сближало недавно пережитое общее горе и общая цель – поскорее наладить нормальную жизнь, обустроить новую область.

Каждая эпоха выдвигает свои первоочередные задачи. В то время страна еще не до конца залечила раны, нанесенные Великой Отечественной войной. Поэтому на плечи «собеса» кроме назначения и выплаты пенсий и пособий легла забота о семьях военнослужащих, погибших или пропавших без вести, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов-фронтовиков – для чего и потребовались две профшколы-интерната.

Шло время…Новые веяния в истории страны практически никогда не обходили «собес» стороной. К примеру, в декабре 1962 года областной отдел соцобеспечения был поделен на два отдела, промышленный и сельский. Но это нововведение просуществовало всего два года.

Руководители отрасли с 1954 по 1998 год: Иван Степанович Ковалёв, Иван Никитович Винников, Иван Михайлович Панин, Иван Иванович Сибирцев, Алексей Сергеевич Лысых, Эмилий Сергеевич Чернышов

В 1992 году служба кардинально поменяла свое название – отдел соцобеспечения был преобразован в управление социальной защиты населения. Это была не просто смена вывески. Она отражала потребность населения быть социально защищенным в эпоху больших и трудных перемен, как в жизни страны, так и в жизни отдельной семьи, человека. Потому что поменялись социально-экономические устои в обществе, состарилось поколение, на долю которого выпала самая страшная война двадцатого столетия. Тогда ведь из-за больших потерь на фронтах войны мужской части населения многие женщины так и не смогли создать собственные семьи, родить детей, и встретили одинокую старость. Особые тяготы несли семьи с детьми. Трудоспособные люди оказывались за воротами предприятий и не могли достойно содержать свои семьи. Да и работающие зачастую месяцами не видели заработной платы от собственников предприятий.

В 90-е годы, которые вошли в новейшую историю России как «период демократических преобразований», резко выросло число безнадзорных детей, так называемых социальных сирот, и впервые со времен гражданской войны перед страной и областью вновь встала проблема беспризорности несовершеннолетних. В этой ситуации требовалось принятие неотложных мер, прежде всего, в социальной сфере. Основная задача заключалась в том, чтобы как можно быстрее справиться с «шоковой терапией», спасти людей от обрушившейся на них рыночной стихии и подтянуть резервы для основательного укрепления «тылов» - сделать систему соцзащиты населения сильной, мобильной и хорошо оснащенной, способной оказывать людям более весомую и разноплановую помощь. В этот период начала формироваться система надомного социального обслуживания для оказания помощи пожилым людям и инвалидам, был открыт дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства. Но ресурсов явно не хватало для решения всех острых социальных проблем. К тому же образовалась большая задолженность по многим гарантированным государственным выплатам (детским пособиям, компенсациям участникам войны за бензин и транспортное обслуживание и другим). Оставались без движения очереди на получение спецавтотранспорта, кресел-колясок для инвалидов. Стационарным учреждениям требовался срочный ремонт и оснащение новым технологическим оборудованием, мебелью.

Серьезные перемены в отрасли начались на уровне федерации и области только на рубеже 2000 года. Региональная политика социальной защиты населения начала приобретать комплексный и одновременно взвешенный, адресный характер и подкрепляться реальным финансированием. Была погашена ранее возникшая задолженность по социальным выплатам и пособиям. Появились новые, более эффективные формы государственной помощи, расширились категории получателей социальных выплат и компенсаций, резко увеличились расходы на оказание адресной помощи населению. Векторы действий органов власти были направлены на создание достойных условий людям в стационарных учреждениях, на укрепление системы надомного социального обслуживания пенсионеров и инвалидов и использование в этой работе новых форм и направлений, на создание в системе соцзащиты учреждений нового типа по оказанию помощи неблагополучным семьям, подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на значительное расширение региональных мер социальной поддержки. При всех муниципальных органах социальной защиты населения была создана служба «Социальное такси», активнее стали решаться вопросы обеспечения спецавтотранспортом ветеранов Великой Отечественной войны.

Именно тогда в противовес черствости и равнодушию, которые в 90-е годы стали неизбежными спутниками обнищания населения, а во многом и от безысходности, в Липецкой области началась уникальная по своему содержанию общественная милосердная акция «Мы твой дом и тепло сохраним». Ее история тесно переплелась с этапами возрождения России. Совместными усилиями органов власти всех уровней, неравнодушных, милосердных жителей области в ходе акции удалось оказать существенную поддержку самым социально незащищенным людям – одиноким пенсионерам и инвалидам. Более десяти лет она занимала заметное и достойное место в общественной жизни Липецкой области, и из маленьких ручейков добра, сострадания, личного участия липчан и жителей области в судьбах пожилых людей превратилась в полноводную реку. И если первоначальная ее цель сводилась к самым насущным задачам – накормить и обогреть одиноких пожилых людей и инвалидов, то по мере дальнейшего развития цели ставились более высокие – обеспечение сохранности здоровья обслуживаемых на дому, увеличение продолжительности их жизни, создание психологического комфорта.

Каждое это направление наполнено сегодня богатым содержанием. При комплексных центрах социального обслуживания населения появились социальные аптеки, прачечные, пункты проката реабилитационной техники, столовые на дому с возможностью организации диетического питания для пожилых людей и инвалидов, социальные погребки, заполненные на зиму овощами и консервированной продукцией с социальных огородов, санатории на дому с проведением индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий.

По мере возрождения экономики, развития малого бизнеса, роста благосостояния людей акция приобрела еще более основательную платформу. Все лучшее из десятилетнего опыта легло в основу надомного социального обслуживания, а доступ к социальным услугам был открыт для всех жителей области, нуждающихся в социальной помощи разового или периодического характера. Такую возможность обеспечивают населению области мобильные бригады, созданные при комплексных центрах. В их распоряжении есть не только необходимые инструменты, но и легковые, грузовые, грузопассажирские автомобили. Социальные работники, особенно сельские, обеспечены велосипедами, сезонной спецодеждой и необходимым набором инструментов и приспособлений, необходимых для выполнения служебных обязанностей. А ведь полтора десятка лет назад в их арсенале были только веник, ведро и рабочий халат.

Сами комплексные центры социального обслуживания населения стали создаваться в области с 2003 года. Сегодня 20 территориальных центров социальной защиты населения оказывают услуги жителям всех городов и районов региона. 

С 2000 года в области впервые за всю ее историю был отмечен пик капитальных вложений в объекты социальной инфраструктуры. Многие строящиеся и капитально реконструируемые здания и сооружения хозяйственного назначения были выведены из долгостроя. Переведены на газ все котельные, отремонтированы инженерные сети, заасфальтированы подъездные и внутриплощадочные дороги. Внутренняя отделка большинства учреждений была произведена из самых современных материалов с применением лучших технологий и дизайнерских разработок. Мощное развитие и оснащение получили все дома-интернаты области, центр реабилитации пожилых людей и инвалидов «Сосновый бор».

В ноябре 2001 года состоялось открытие областного геронтологического центра, созданного на базе Введенского дома-интерната общего типа для престарелых и инвалидов после его большой реконструкции и переоснащения. Это стало важной вехой в развитии в регионе как стационарного, так и надомного социального обслуживания граждан. Потому что работа по поддержке пожилых людей и инвалидов приобрела совершенно иную направленность – реабилитационную, ориентированную на укрепление здоровья и повышение продолжительности жизни людей.

Государство всерьез взялось за решение наболевшей проблемы социального неблагополучия детей, которая является корнем многих других социальных проблем. Для оказания эффективной помощи детям, женщинам и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с 2001 года в области стала создаваться сеть специализированных учреждений. Один за другим были открыты современные областные центры - кризисный центр помощи женщинам и детям, реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка», центр реабилитации несовершеннолетних «Надежда» и ряд детских учреждений на муниципальном уровне.

  Прошлое и настоящее: центр реабилитации несовершеннолетних «Надежда» (г. Задонск); кризисный центр помощи женщинам и детям (г. Липецк)

Более весомую материальную поддержку стали получать в нашей области многодетные, молодые семьи с детьми. Региональным Законом № 259 от 27 марта 2009 года «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией» были объединены все законодательно-правовые акты, постановления, программы, которые прежде были рассредоточены по другим законам и программам. В области было сформировано собственное социальное законодательство, которое по сравнению с федеральным значительно расширило права и возможности граждан в получении социальной помощи. Весь этот комплекс мер позволил не только усилить социальную поддержку семей с детьми, но и дал мощный толчок для решения стратегической государственной задачи, связанной с повышением рождаемости в стране. Одновременно был взят курс на повышение общественной значимости ответственного материнства и отцовства. В области были учреждены знаки «Слава матери», «За верность отцовскому долгу», установлены областные премии лучшим многодетным семьям.

  Лучшие многодетные семьи отмечаются областными премиями и ценными призами

Улучшение финансового положения страны позволило ускорить решение вопроса по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. С 2009 года Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. № 714 сняты ограничения по дате их постановке на учет на улучшение жилищных условий. В области предпринимаются усиленные действия по обеспечению жильем бывших фронтовиков: оказывается содействие в подборе жилья, оформлении документов.

Особое внимание уделяется решению проблем инвалидов. Кроме предусмотренных на федеральном уровне льгот и социальных гарантий, в Липецкой области инвалидам установлены дополнительные меры социальной поддержки, такие, как льготный проезд, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на приобретение товаров, работ и услуг и многие другие, которыми пользуются льготники областного уровня. А с 2003 года в области действуют программы по созданию доступной среды для инвалидов, финансирование которых идет из областного бюджета.

Социальная защита активно развивается и в плане информатизации. К 2010 году был достигнут ее базовый уровень. Значительно улучшилась оснащенность системы соцзащиты компьютерной техникой. Весь финансовый документооборот стал осуществляться только в электронном виде. Управление объединило с помощью мультисервисных скоростных сетей все областные госучреждения и муниципальные органы социальной защиты населения в единое информационное пространство, а также обеспечило необходимое межведомственное взаимодействие. Что в конечном итоге положительно сказалось на получателях социальных выплат и мер соцподдержки. Ушли в прошлое очереди к специалистам, не требуется собирать огромное количество справок для подтверждения своего права на пособия и льготы. Сформирован социальный регистр, куда вводится персонифицированная информация о получателях государственной социальной помощи. Все государственные социальные услуги прошли регламентацию и стандартизацию, что дало возможность людям получить четкое представление о том, на какие услуги и в каких объемах они могут рассчитывать по линии соцзащиты. 

Полезные ссылки